
Новый дом бюро ARCH 4 перефразирует татлинский лозунг девяностолетней давности «Не к новому, не к старому, а к нужному». Вместо «нужного» следует подставить «лучшее», которое видится в соединении нового, старого и нужного. Вернее сказать, архитекторы извлекают нужное из старого и добавляют нужное из нового, чтобы добиться максимального качества объекта. Дом построен на планировочных принципах усадьбы XVIII в. — главное центральное ядро и два крыла или флигеля. Центральное ядро в два этажа — жилой дом со спальнями, гостиными, библиотекой и кабинетом. Нижний этаж (опять же, следуя традиции) каменный, верхний — деревянный. Роль флигелей играют две одноэтажные пристройки: в правой (восточной) расположился бассейн и зимний сад, в левой — автономный жилой блок с гостиной, спальней и ванной комнатой. Таким образом, все основные функции помещаются в уровне земли, что немаловажно для загородной жизни. Дом площадью1800 кв. мраспластан по участку, но не выглядит плоским и приземистым благодаря значительной высоте этажа (4 м) и замечательно найденной «порезке» фасадов. Дело в том, что горизонтальные членения, заданные кладкой «плинтового» кирпича и реечной деревянной отделкой, перебиваются сильными вертикальными акцентами — модулями окон и проемов, каминной трубой, деревянными колоннами. Эти вертикали придают зданию легкость и какую-то узнаваемую нарядность — наподобие той, которую создавали портики и французские окна старых загородных вилл. Другой сильный прием, разнообразящий экстерьер и интерьер дома, — тонкое варьирование глухих и прозрачных поверхностей. Сплошная облицовка фасада разбегается сначала в «жалюзи» окон и ограждений, а потом и в парапетах из отдельных горизонтальных реек. В интерьере происходит тот же процесс — ровная стена сменяется вертикальным рельефом, а шпон дверей такой же рельефной отделкой и прозрачными вставками.